Большая медицинская библиотека

med2000.ru - Библиотека Здоровья
Мобильная версия

Дельтаклиник

Клиника Андрологии

Спросить доктора

Развитие ребенка в норме от рождения до 3-х лет.

К нижеприводимым цифрам и рекомендациям следует относиться как к ориентировочным, ибо каждый ребенок различен - имеет разных родителей, а значит разную генетическую предрасположенность, разные условия созревания, разные условия развития, разный вес и рост при рождении.

Для оценки физического и психомоторного развития детей у врачей есть множество таблиц, методик, формул, признаков и показателей. Для измерения некоторых из них нужны специальные навыки, знания и умения. Оставим их врачам. Задача родителей в данном случае состоит в том, чтобы заподозрить проблему и придя к врачу убедиться в оправданности своих подозрений или обрадоваться напрасным тревогам, после осмотра доктора.

 

Как правило, новорожденный ребенок весит 3300 - 3500 г, а его рост составляет 51-53 см. Но наверняка читатель знает, что бывают дети весом и 2900г и 3800г, что говорит не об ошибке приведенных цифр, а лишь подтверждает предупреждение из первого абзаца о ориентировочности и условности каждого отдельного утверждения статьи. Более того, некоторые алгоритмы врачебной оценки развития детей, на момент написания этого текста, в России и Европе были так же различны, что придает еще большую условность приводимым цифрам. Тем не менее они важны, поскольку задача родителя поставить вопрос перед доктором, заподозрить неладное, а вовсе не оценивать состояние ребенка или ставить ему диагноз - это прерогатива врача, для этого его учили много лет и писали специальные книги, методички и инструкции.

 

В первые дни после родов ребенок как правило теряет в весе. Примерно 100-200 грамм. Это нормально. Эту потерю он наверстает уже в первые недели жизни.

К месяцу ребенок должен прибавить 600 грам. При этом в России считаются эти граммы от веса при рождении, а в Европе от минимального веса, т.е. от веса при рождении минус потеря (100-200г).

Вырастает ребенок в первый месяц в среднем на 3-4 см.

Последнее утверждение важно не столько для оценки развития, сколько для экономии  семейного бюджета. Ведь в первый месяц происходит массовая закупка одежды и... Накупив множество бодиков, распашонок, ползунков на рост 55 см, можно не успеть не только их сносить и запачкать, но подчас и одеть хотя бы один раз.

Во второй и последующий месяц рост не прекращается и об этом тоже стоит помнить при закупках одежек.

С месяца до 6-ти ребенок прибавляет примерно по 700-800 г и растет на 3 см. в месяц.

После полугода интенсивность увеличения роста и веса снижаются - рост увеличивается на 1-2 см в месяц до года, а вес на 400 - 500 г.

К году ребенок в среднем весит 10-1 кг и имеет рост 75-77см.

Важно рост измерять в положении лежа. Врачи даже употребляют термин длина тела, а не рост, подчеркивая этим то, что рост стоя у ребенка до года может отличаться от длины тела в положении лежа на несколько сантиметров. А в этом возрасте "каждый сантиметр на счету".

 

После года вес увеличивается на 2-3 кг в год. Но это происходит неравномерно и, разумеется, у некоторых детей больше, у некоторых меньше. Иначе все были бы одинаковыми, а это не так.

Рост ребенка "удваивается" относительно роста при рождении к 4-5 годам. Т.е. в этом возрасте длина тела должна достигнуть 100 - 106 см. К 8-ми годам рост достигает 130см и в дальнейшем, до 15лет ребенок подрастает примерно на 5 см в год.

В возрасте 5-7лет, 11-15 лет рост более активен, в в возрасте 1-4 лет и 8-10 лет у детей происходит период "округления", т.е. прибавки массы тела при небольших изменениях роста.

 

На рост и вес детей влияет множество факторов. Это и генетические особенности, т.е. рост и вес в "папу или маму", и заболевания, и питание, режим дня, эмоциональное состояние, особенности климата.

 

Кроме роста и веса родителей всегда интересует, правильно ли развивается ребенок психически или, как говорят врачи, психомоторно. Т.е. что ребенок умеет и что должен уметь к определенному возрасту.

Дети рождаются, уже умея видеть, слышать, спать, кричать, сосать, хватать, совершать движения, которые позднее превратятся в ползанье и ходьбу.

К месяцу, в положении на животе, ребенок должен уметь держать голову вертикально, а к двум месяцам этот навык ребенок должен демонстрировать "стоя", т.е. у мамы на ручках, при вертикальном положении тела.

К двум месяцам, к умению плакать добавляется умение произносить звуки, т.е. "гулить". Сначала это единичные "у-у", а к 4-м месяцам уже более певучие и продолжительные проявления голосовой активности.

С 2-х недельного возраста ребенок может замечать яркое пятно рядом с собой и фиксировать на нем взгляд. А с 1,5-2-х месяцев малыш научается следить за передвижением этого яркого предмета. Родители могут и проверить это и использовать, надевая яркую однотонную рубашку, получая огромное удовольствие от того, что их малютка смотрит на них, следит за ними, а с 2-х месяцев еще и улыбается им.

К трем месяцам  ребенок научается проявлять свои желания не только криком, но и движениями тела. У врачей это называется "тянется к игрушке", но в быту это может быть и мама, и папа, и кошка, а не только игрушка. К этому же возрасту ребенок достигает взаимопонимания с мамой, научившись жестами, движениями тела, звуками, сообщать о желании покушать.

К четырем месяцам ребенок умеет отличать "своих" (маму, папу, бабушку, сестру, брата, которых видит часто) от "чужих" (людей, которых видит впервые или редко).

К этому же возрасту малыш научается переворачиваться на бок, а с пяти месяцев со спины на живот и с 6-ти мес обратно - с живота на спину.

 

К семи месяцам ребенок научается самостоятельно сидеть. Конечно, если посадить его, а особенно обложить подушками, то он сможет "сидеть" и раньше. Но так делать, в погоне за рекордами и в угоду своему тщеславию "а вот мой ребенок сел в 5 мес", нельзя. Раннее высаживание ребенка, да еще и страхование подушками, ремнями, руками и т.д. до 7 мес не только вредно, но и опасно. Родителям надо набраться терпения и спокойно ждать, когда ребенок сядет сам без посторонней помощи и удержится в этом состоянии столь долго, сколько сможет или захочет без подпорок и страховок.

 

 

К 7 месяцам активность ребенка возрастает, он может сознательно и скоординировано хватать игрушку, произносить отдельные слоги, ползать, а с 8-ми месяцев стоять уцепившись за маму, манеж или кровать. В 9 месяцев малыш начинает подражать движениям взрослых, а в 10-11 произнести первые слова - "мама, папа". Впрочем, бывают и такие дети, которые первыми произносят слово "дай".

 

В год ребенок начинает самостоятельно ходить, говорить десяток простых слов, начинает понимать запрет - реагировать на определенные слова "опасно", "нельзя" или на изменении интонации взрослого человека.

 

К полутора годам словарный запас увеличивается в 3 - 4 раза до 30-40 слов, ребенок начинает понимать и узнавать (не произносить названия) частей тела и некоторых предметов. В этом возрасте можно начинать приучать ребенка к опрятности - он готов учиться. Разумеется не мыть посуду, но не размазывать кашу рукой по столу.

 

После года, начинается опасный период в жизни ребенка. Травмоопасный период. Ребенок может передвигаться самостоятельно, но неуверенно и не ловко, что приводит к падениям и ушибам. Малыш проявляет огромное любопытство и активно изучает окружающий мир, разумеется, начиная с алгоритма "схватил - засунул в рот", что может вести в лучшем случае к глистам, а в более тяжелых случаях к опасным инфекционным болезням, отравлениям, проглатыванием несъедобных предметов, т.е. к визиту к хирургу. Умение ходить и хватать может привести к ожогам, если ребенок схватит и потянет скатерть со стола, на котором стояла тарелка с горячим супом или чашка с только что заваренным чаем.

Любопытство может завести полуторагодовалого малыша в ванну, где он может начать изучать на вкус бытовую химию с очевидным результатом - поездкой в токсикологическое отделение больницы; под папин стол, где повышена концентрация очень интересных электрических проводов, в которых можно запутаться до удушения, а так же электрические розетки в которые очень интересно засовывать игрушки и пальцы.

 

Т.е. после года малыша, по его инициативе, а так же родителей малыша может подстерегать масса неприятностей. И первое правило, позволяющее избежать визита к врачу и травмы - после года все, что может быть потенциально опасно - химические средства, мелкие предметы, провода, электричество, горячее, острое, режущее и т.д. - надо прятать или убирать в недосягаемое для ребенка место.

 

Собственно, с этих пор, детское любопытство не утихает ни на один день, и задача родителей научить ребенка избегать опасностей, а это значит знать, что опасно, и, по возможности направлять любопытство в "цивилизованное" русло - в обучение. И в обучение алфавиту, и в обучение обращения с огнем, горячими, острыми предметами, электричеством и прочими опасностями.

 

К 2-3 годам можно научить ребенка различать цвета, подбирать предметы по основным цветам - красный, синий, желтый, зеленый; научить строить довольно сложные фразы и выражения; научить навыкам самостоятельно одеваться, за исключением мелких действий - застегивания пуговиц, завязывания шнурков.

Но для этого недостаточно самих способностей ребенка - нужно и предлагать, и терпеливо обучать всем этим очень сложным для него и автоматически элементарным для взрослого действиям и навыкам.

 

Педиатр Соколов А.Л.

 

Читайте также:

Микробиологические и иммунологические аспекты дисбактериоза кишечника

Функциональное значение кишечной нормофлоры

Дисбактериоз и дисбиотические реакции

Роль местного иммунитета в поддержании баланса нормофлоры

Классификация нарушений кишечного биоценоза

Клинические аспекты нарушений биоценоза

Терапевтические мероприятия при дисбактериозе кишечника

Алгоритм лечения дисбактериоза кишечника

Клиническая фармакология иммунотерапии дисбактериоза

Препараты для селективной деконтаминации (антимикробная терапия)

Ферментные препараты

Микробиологические нарушения при некоторых состояниях

Инфицированное грудное молоко и дисбактериоз

Атопический дерматит и дисбактериоз

Адаптация к питанию, прикорм

Обеспечение максимальной безопасности при введении новых продуктов

Профилактика нарушений биоценоза кишечника

Дисбактериоз кишечника у детей (алгоритмы и схемы)

Рубрикатор по Мед2000.ru

Анализы

Акушерство

Аллергология

Андрология

Гастроэнтерология

Гематология

Гинекология

Дерматология

Диетология

Иглотерапия

Иммунология

Инфектология

Кардиология

Косметология

Неврология

Нефрология

Онкология

Оториноларингология (ЛОР)

Паразитология

Педиатрия

Психиатрия

Психология

Пульмонология

Ревматология

Сексология

Стоматология

Терапия

Урология

Фармакология

Хирургия

Эндокринология

Эпидемиология

Другие специальности

Все специальности

Лекарства

От А до Й

От К до Н

От О до С

От Т до Я

Безопасность лекарств

Классическая версия Мед2000.ру

Страница создана в 1998г. Мобильная версия в 2015г. Обновлена в октябре 2016г.

©Мед2000.ру - Большая медицинская библиотека

Правила копирования информации с сайта Мед2000 для использования в Интернет

Представленная на сайте информация не должна использоваться для самолечения и является заменой очной врачебной консультации.

Контакты: info@med2000.ru