Диетология

Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Рекомендации ВОЗ.

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ

Пища с семейного стола

Домашняя пища обычно служит здоровой основой для введения прикорма, поэтому ее употребление всячески поощряется. Хорошим началом для введения прикорма является использование смеси семейных блюд, в основе которой лежит основная пища (например, хлеб, картофель, рис или гречневая крупа). Можно использовать самые различные домашние продукты. Большинство из них необходимо размягчить термообработкой, а затем размять, превратить в пюре или порубить. При приготовлении пюре может возникнуть необходимость добавить небольшое количество грудного молока или остуженной кипяченой воды, но так, чтобы еда не стала слишком разбавленной и не потеряла своей пищевой плотности. Пища переходного периода должна быть относительно нежной на вкус и не сильно приправленной солью или сахаром. Следует добавлять лишь минимальное количество сахара в кислые фрукты, чтобы улучшить их вкусовые качества. Если добавлять в пищу и питье грудного ребенка ненужное дополнительное количество сахара, это может выработать у него предпочтение к сладкой еде в более старшем возрасте, что будет отрицательно сказываться на здоровье зубов и общем состоянии здоровья (см. главу 11).

В идеале грудные дети должны питаться тем же, чем питается вся семья. Пища, которую они получают, должна быть приготовлена по возможности без добавления сахара или соли. Необходимо избегать очень соленой пищи, такой, как маринованные овощи и соленые мясные продукты. Нужно отложить некоторую порцию семейной еды для грудного ребенка, а затем класть вкусовые добавки (такие, как соль или специи) для остальной семьи.

Как уже говорилось выше, некоторые продукты для прикорма имеют низкую энергетическую и пищевую плотность или могут быть объемными и вязкими, из-за чего ребенку трудно их есть.
И наоборот, жидкие каши и супы, которые ребенок может есть легко, невозможно съесть в таких объемах, которых было бы достаточно для удовлетворения пищевых потребностей грудного ребенка. Для того чтобы улучшить питательные свойства и повысить энергетическую плотность каш и других объемных блюд, лицам, осуществляющим уход за ребенком, необходимо:

Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны выбирать подходящие продукты и готовить их таким образом, чтобы максимально повысить их пищевую ценность. У всех лиц, осуществляющих уход за ребенком, должны быть методические рекомендации в отношении кормления, помогающие им узнать, что и как нужно давать их детям. Как и в случае с грудным вскармливанием, просвещение по вопросам кормления грудных детей следует начинать в школе, оно должно быть включено в занятия по дородовой подготовке матерей и проводиться также после рождения ребенка, а проводить его должны медицинские работники первичного звена здравоохранения, включая патронажных медсестер.

Детские питательные смеси промышленного производства

Детские питательные смеси промышленного производства могут быть весьма удобны, но часто они дорого стоят и могут не давать никаких алиментарных преимуществ по сравнению с правильно приготовленными блюдами с семейного стола, если не считать случаев, когда существует особая необходимость в обогащении микронутриентами. Даже если лица, осуществляющие уход за ребенком, решат кормить его детскими питательными смесями промышленного производства, все равно нужно давать и еду домашнего приготовления, чтобы приучить ребенка к большему разнообразию вкусовых ощущений и структур.

Руководящие работники, ответственные за принятие решений, должны обратиться к рекомендациям Комиссии Codex Alimentarius (31) - совместному докладу ВОЗ и ФАО, в котором определены нормативы по составу детских питательных смесей промышленного производства. Многие страны с переходной экономикой представляют собой новые рынки для компаний-производителей детских питательных смесей, и у некоторых из них нет средств для регулирования сбыта, качества и состава выпускаемых промышленностью детских питательных смесей. Хотя эти смеси популярны у родителей, потому что их можно быстро, легко и удобно приготовить, эти преимущества нужно оценивать с точки зрения относительной стоимости, которая для малообеспеченных семей может оказаться непомерно высокой.

литература

  1. SHEPPARD, J.J. & MYSAK, E.D. Ontogeny of infantile oral reflexes and emerging chewing. Child development, 55: 831-843 (1984).

  2. STEVENSON, R.D. & ALLAIRE, J.H. The development of normal feeding and swallowing. Pediatric clinics of North America, 38: 1439-1453 (1991).

  3. MILLA, P.J. Feeding, tasting, and sucking. In: Pediatric gastrointestinal disease. Vol. 1. Philadelphia, B.C. Decker, 1991, pp. 217-223.

  4. DE VIZIA, B. ET AL. Digestibility of starches in infants and children. Journal of pediatrics, 86: 50-55 (1975).

  5. FOMON, S.J. Water and renal solute load. In: Fomon, S.J. Nutrition of normal infants. St Louis, MO, Mosby, 1993.

  6. LUTTER, C. Recommended length of exclusive breastfeeding, age of introduction of complementary foods and the weanling dilemma. Geneva, World Health Organization, 1992 (document WHO/CDD/ EDP/92.5).

  7. Complementary feeding of young children in developing countries: a review of current scientific knowledge. Geneva, World Health Organization, 1998 (document WHO/NUT/98.1).

  8. Feeding of young children: starting points for advice on feeding of children aged 0-4 years. The Hague, Health Care Inspectorate and Nutrition Centre, 1999.

  9. AMERICAN ACADEMY OF PEDIATRICS. Working Group on Breastfeeding. Breastfeeding and the use of human milk. Pediatrics, 100: 1035- 1039 (1997).

  10. COHEN, R.J. ET AL. Effects of age of introduction of complementary foods on infant breast milk intake, total energy intake, and growth: a randomised intervention study in Honduras. Lancet, 344: 288-293 (1994).

  11. COHEN, R.J. ET AL. Determinants of growth from birth to 12 months among breast-fed Honduran infants in relation to age of introduction of complementary foods. Pediatrics, 96: 504-510 (1995).

  12. WHO WORKING GROUP ON INFANT GROWTH. An evaluation of infant growth. A summary of analyses performed in preparation for the WHO Expert Committee on Physical Status: the use and interpretation of anthropometry. Geneva, World Health Organization, 1994 (document WHO/NUT/94.8).

  13. DEWEY, K.G. ET AL. Age of introduction of complementary foods and growth of term, low birth weight breast-fed infants: a randomised intervention study in Honduras. American journal of clinical nutrition, 69: 679-686 (1999).

  14. WEAVER, L.T. Feeding the weanling in the developing world: problems and solutions. International journal of food sciences and nutrition, 45: 127-134 (1994).

  15. WALKER, A.F & PAVITT, F. Energy density of Third World weaning foods. British Nutrition Foundation nutrition bulletin, 14: 88-101 (1989).

  16. BIRCH, L. Development of food acceptance patterns in the first years of life. Proceedings of the Nutrition Society, 57: 617-624 (1998).

  17. SULLIVAN, S.A. & BIRCH, L.L. Infant dietary experience and acceptance of solid foods. Pediatrics, 93: 271-277 (1994).

  18. DEPARTMENT OF HEALTH, UNITED KINGDOM. Weaning and the weaning diet. Report of the Working Group on the Weaning Diet of the Committee on Medical Aspects of Food Policy. London, H.M. Stationery Office, 1994 (Report on Health and Social Subjects, No. 45).

  19. Complementary feeding. Family foods for breastfed children. Geneva, World Health Organization, 2000 (document WHO/NHD/00.1; WHO/FCH/CAH/00.6).

  20. ALLEN, L.H. Nutritional influences on linear growth: a general review. European journal of clinical nutrition, 48 (Suppl. 1): S75-S89 (1994).

  21. GOLDEN, M.H.N. Is complete catch-up possible for stunted malnourished children? European journal of clinical nutrition, 48 (Suppl. 1): S58-S71 (1994).

  22. MACFARLANE, G.T. & CUMMINGS, J.H. Probiotics and prebiotics: can regulating the activities of intestinal bacteria benefit health? British medical journal, 318: 999-1003 (1999).

  23. SAAVEDRA, J. Probiotics and infectious diarrhea. American journal of gastroenterology, 95 (Suppl. 1): S16-S18 (2000).

  24. KOMAI, M. & NANNO, M. Intestinal microflora and longevity. In: Nakazawa, Y. & Hosono, A. Functions of fermented milk. London, Elsevier Applied Science, 1992, p.343.

  25. LIFSHITZ, F. & AMENT, M.E. Role of juice carbohydrate malabsorption in chronic non-specific diarrhoea in children. Journal of pediatrics, 120: 825-829 (1992).

  26. HOURIHANE, J.O. & ROLLES, C.J. Morbidity from excessive intake of high energy fluids: the “squash drinking syndrome”. Archives of disease in childhood, 72: 141-143 (1995).

  27. AHMAD, N. & MUKHTAR, H. Green tea polyphenols and cancer: biologic mechanisms and practical implications. Nutrition reviews, 57: 78- 83 (1999).

  28. DAGNELIE, P.C. ET AL. Nutritional status of infants aged 4-18 months on macrobiotic diets and matched omnivorous control infants: a population-based mixed longitudinal study. II. Growth and psychomotor development. European journal of clinical nutrition, 43: 325-338 (1989).

  29. TRUESDELL, D.D. & ACOSTA, P.B. Feeding the vegan infant and child. Journal of the American Dietetic Association, 85: 837-840 (1985).

  30. JACOBS, C. & DWYER, J.T. Vegetarian children: appropriate and inappropriate diets. American journal of clinical nutrition, 48: 811- 818 (1988).

  31. JOINT FAO/WHO CODEX ALIMENTARIUS COMMISSION. Codex alimentarius. Rome, Food and Agriculture Organization of the United Nations, 1992.