Педиатрия

Интервью с доктором Соколовым А.Л. телеканал НТВ программа Наше Все. Тема: Задержка развития. 12 мин.

[Ведущая]

Любая мама мечтает, чтобы ее ребенок был здоров и счастлив, успешно учился и имел верных друзей. Но как страшно звучит диагноз «Задержка развития», применимое к малышу. Что это такое и как быть? Сегодня у нас в гостях врач-педиатр, Андрей Соколов. И мы попробуем разобраться с проблемой. Здравствуйте, Андрей.

[Соколов А.Л.]

Добрый день.

[Ведущая]

Вот часто мамы начинают бить тревогу, когда их малыш на неделю позже пополз, заговорил меньше количество слов. И всё «Это просто ужасно! У меня проблемы! У нас с малышом!» Нужно куда-то бежать, куда-то спасаться. И вот это вот…

[Соколов А.Л.]

Это, скорее, относится к соревнованиям между мамами, кто раньше пошел, кто раньше сел, кто раньше пополз и т.д. Естественно, единственный способ установить есть у ребенка задержка или нет ее, с точки зрения мамы - это посмотреть на сверстников. Если малыш отстает, до года, например, на два, три, четыре месяца - это серьезный повод обратиться к врачу. Например, у всех уже сидят дети, у нас не сидит ребенок уже 4 месяца как сидят дети, у нас не сидит. Потом, естественно, влияют развивающие процедуры: развивающая гимнастика, массаж и всё остальное. Но к году все равно все это, в принципе, сглаживается. И к году все дети, они уже приблизительно одинаковые, если у них нет каких-то серьезных медицинских проблем, с которыми нужно бежать к врачу. То есть, если ребенок не пошел в 9 месяцев, не страшно, в год пойдет. Ну, в год и месяц. А если он не ходит в год, просто побольше занимайтесь с ребенком. Побольше общаться, играть в активные игры, пытаться его как-то двигать, чтобы он за игрушками ползал, чтобы он пытался встать и т.д.

[Ведущая]

Ну а вот когда врач ставит диагноз «Задержка развития»? В чем он проявляется?

[Соколов А.Л.]

Ну, по сути, доктор ставит точно так же, как мама. Просто доктор, в отличие от мамы, видит огромное количество детей, плюс он видит какие-то дополнительные симптомы. Потому что задержка развития может быть обусловлена так, скажем, более в старшем возрасте, просто педагогической запущенностью. Мама на работе, папа на работе.

[Ведущая]

А ребенок один дома с собачкой.

[Соколов А.Л.]

С ребенком никто не занимается. Ему книжки не читают, он сидит, мультики смотрит весь день, с ним никто не разговаривает, потому что он же всё понимает. Ему говорят «Принеси, пожалуйста, это», он несет это. Сложных вопросов ему не задают. Никаких сложных поручений не дают, так, чтобы он уперся в то, что он не понимает, что ему говорят, или не может ответить. Он начинает кричать, и родители естественно, у них времени нет спокойно посидеть и подождать, пока ребенок сформулирует свой запрос. И родители сразу начинают выполнять то, что ребенок просит своим криком. И ребенку тогда не нужно говорить «Мама, дай мне». Потому что можно покричать, и мама сама поймет, мама же умная. Таким образом, формируется педагогическая запущенность.

[Ведущая]

В каком возрасте можно поставить диагноз «Задержка развития»?

[Соколов А.Л.]

В любом. С того возраста, когда начинают проявляться какие-то навыки дополнительные, с которыми ребенок не рождается. То есть, например, сидеть, стоять, ползать.

[Ведущая]

Переворачиваться.

[Соколов А.Л.]

Переворачиваться, да, конечно.

[Ведущая]

Ну вот, приблизительно что должен ребенок уметь, допустим, в 2 месяца, в 3 месяца.

[Соколов А.Л.]

Ну в 2 месяца можно уже пытаться как-то переворачиваться, но на самом деле нет. С 4 месяцев ребенок может и уметь переворачиваться, и учиться сидеть. К году он должен пойти. Вот на самом деле где-то 2 таких четких критерия.

[Ведущая]

А сидеть?

[Соколов А.Л.]

Значит, смотрите, существует такая достаточно большая таблица, Денверский тест, где расписаны буквально «он может схватить игрушку, он может улыбнуться», еще что-то. Вот к месяцу он должен улыбнуться. Если он в месяц Вам не улыбается, задержка развития, или Вы ему не нравитесь? Понимаете? То есть, в этом тесте.

[Ведущая]

Андрей, Вы прям какие-то обидные вещи сказали.

[Соколов А.Л.]

И в этом тесте есть приблизительно такая градация. Значит, 25% детей начинают делать что-то, например, улыбаться, в месяц, 50% начинают к полутора месяцам, например, и 25% начинают к двум месяцам. Понимаете? То есть, там очень большие вот эти рамки и довольно много критериев.

[Ведущая]

Скажите, пожалуйста, педагогическая запущенность и диагноз «задержка развития», это как вообще, знак «=» мы ставим? Или существует какой-то медицинский диагноз «задержка развития»?

[Соколов А.Л.]

Да, в том то и дело, что существует медицинский диагноз «задержка развития», который может быть связан…

[Ведущая]

С чем?

[Соколов А.Л.]

Например, с ДЦП. Понимаете? Но это уж совсем узкая часть медицины. А большинство задержек развития, о которых мы говорим и с которыми сталкиваются мамы, это педагогическая запущенность. То есть, это когда с ребенком не занимаются. Когда он ползает в манеже и ползает, и никто не обращает внимания, что он встанет, не встанет. Когда он начинает ходить, начинает пытаться как-то проявляться, и его не поддерживают или с ним не занимаются, или потакают ему, давая ему то, что нужно. Можно же игрушку не подать. Можно сказать «Возьми ее сам, мне тоже тяжело за ней ползти».

[Ведущая]

Вы знаете, я предлагаю посмотреть сюжет о детском садике, где находятся детишки, которым вот как раз поставили диагноз «Задержка развития». Посмотрим?

[Соколов А.Л.]

Конечно.

Интервью с доктором. Задержка развития.

[Репортаж] Пятилетний Саша, Алина и Соня на занятии в бассейне. Они уже перешли в старшую группу и овладели разными видами плавания.

[Сергей Бородин, инструктор по ЛФК] По краю бассейна 5 кругов! Вперед!

[Репортаж] Это для них большое достижение. Ведь 3 года назад в специализированный детский садик их привели с серьезными отклонениями в развитии.

[Сергей Бородин, инструктор по ЛФК] Основная направленность в нашем детском саду - это оздоровительная направленность, так как он компенсирующего вида, чтобы помочь детям овладеть определенными навыками и физическими качествами. Плавание, это считается одним из основных принципов, который положен в основу здоровья.

[Репортаж] Пока ребята нарезают круги по воде, их товарищи по группе тоже время зря не теряют. Кто-то занимается лечебной физкультурой, другие - с психологом, а кто-то нежится в солярии или в жемчужной ванне. Можно подышать горным воздухом или оздоровиться в соляной пещере. Научный центр при детском саде специально для каждого ребенка разрабатывает свой комплекс процедур. Это занятие с логопедом. Василий почти ничего не говорит, пока трудновато. Два дня назад хирурги исправили ему дефект уздечки языка. Зато Габриелла тренируется за двоих. Логопедия - ее любимое занятие. «Потому что с воспитателем подружилась», - объясняет маленькая Габи. Взрослые стараются, чтобы дети шли на занятия, как на праздник, а не как на прием к врачу.

«Дело в том, что дети, которые приходят к нам в детский сад, основная их патология - это ортопедическая. Но у всех этих ребят есть нарушение речи. Для того, чтобы у ребенка был результат, приходится очень много с ним трудиться. Но когда работаешь, то и результат есть».

[Репортаж] «Наши дети здоровые и красивые» - вот девиз родителей и воспитателей этих детей. Малыши не должны знать, что в их медицинской карте написано о каких-то дефектах или патологиях.

[Лилия Бородина, инструктор по ЛФК] Я хочу обратиться к родителям, чтобы они внимательно относились к своим детям, смотрели и вовремя, с самого раннего детства обращались за помощью инструкторов, за помощью врачей, потому что все дефекты исправить можно, начиная с раннего возраста».

[Ведущая]

Вот задержка психического развития и то, что мы сейчас с Вами говорим - это одно и то же?

[Соколов А.Л.]

Не совсем одно и то же. Понимаете, смотрите, есть задержка психомоторного, психофизического развития. Но у нее есть разные степени. И они связаны с разными моментами. Если там есть, я не знаю, ну родители - алкоголики, которые точно просто не будут заниматься ребенком. Если у ребенка есть органические поражения ЦНС или какие-то еще заболевания, которые приводят к задержке развития, то таких детей лечат, такими детьми занимаются и врачи, и психиатры, и психологи. И такие дети очень часто посещают специализированные учреждения: больницы, детские сады и всё остальное. Но огромное количество детей, которое сейчас существует, и это на самом деле, большая проблема - это именно педагогическая запущенность, которая может, конечно, перерасти в такую запущенность, когда ребенка уже нельзя отдать в нормальный детский сад. Потому что он одеться не может, он говорить не может, он не понимает ничего. Потому что, если педагогическая запущенность продолжается слишком долго, например, ребенку 4 года, а он все еще не говорит, то из-за того, что он не говорит, не тратит на это свои серые клеточки, не образуются у него новые навыки

[Ведущая]

Ну, то есть, он никак не развивается, он всё время вот в этом коконе находится.

[Соколов А.Л.]

Да. Он не развивается. У него возникает некий кокон. Иногда в результате ставят, скажем, аутизм, который на самом деле ложный, это не истинный аутизм.

[Ведущая]

Какие причины? Это что? Тяжелая беременность, может быть? Это экология? Что?

[Соколов А.Л.]

Может быть тяжелая беременность, может быть экология, а может быть алкоголизм или …

[Ведущая]

Какие-то генетические изменения могут быть?

[Соколов А.Л.]

Ну, алкоголизм не генетическое в данном случае изменение.

[Ведущая]

Ну да, помимо.

[Соколов А.Л.]

Имеется в виду, что мама пила при беременности, курила. Эти факторы, они возможны, но они не основные. Основное - это то, что у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки нет времени заниматься с ребенком. И на самом деле, глобально с ребенком нужно просто общаться. Можно что-то делать, не рассказывая. Если Вы рассказываете, что мы сейчас наденем сапог, ребенок, в конце концов, начинает говорить «Сапог, сапог, сапог, сапог…». Взрослые, я имею ввиду, очень часто делаем что-то на автомате, не озвучивая ребенку, и он не знает, как это называется. «Вот как это называется? Вот это висит, я хочу это на себя надеть, чтобы пойти гулять. И я вот просто кричу. А если я знаю, что там шапка, я скажу «шапка». Я хочу на улицу».

[Ведущая]

Если педагогическая запущенность, то родителям, ну вот ставят диагноз и говорят «У Вас педагогическая запущенность, мамочка».

[Соколов А.Л.]

К сожалению, такой диагноз ставится достаточно редко. Вот Вы представьте, Вы пришли со своим ребенком к участковому врачу.

[Ведущая]

Да.

[Соколов А.Л.]

И он говорит: «Мамочка, Вы плохо занимаетесь со своим ребенком. У Вашего ребенка никаких проблем нет, у него просто педагогическая запущенность». Что сделает после этого с этим педиатром мамочка? Пойдет жаловаться к главному врачу, что врач ей нахамил.

[Ведущая]

Почему?

[Соколов А.Л.]

Потому что никто не любит отвечать за свои ошибки. Это же типичная ошибка взрослых. Вы занимаетесь с ребенком полчаса в день. Вот садитесь с ним тупо рисуйте кружочки. Пусть ребенок их закрашивает. Кому это понравится? Каждый день после работы, пришли уставшие.

[Ведущая]

И кружочки рисовать.

[Соколов А.Л.]

А тут кружочки рисовать. Что же у меня ребенок олигофрен? Я с ним кружочки рисую. Нет, пусть он мне сразу, как Пикассо

[Ведущая]

Как Пикассо! Вот так вот? Ну а что же делать? Вот направляем к психологу, направляем в какие-то специальные детские сады? Совсем уже диагноз.

[Соколов А.Л.]

Есть в Москве институт коррекционной педагогики, учреждение, в котором собственно собираются врачи, психологи, психотерапевты, которые занимаются такими детьми в том числе.

[Ведущая]

А к какому возрасту может стереться вот эта грань между теми детьми, которые отставали в развитии и которые нормально развивались?

[Соколов А.Л.]

Если с ними заниматься, как следует

[Ведущая]

Если заниматься, да.

[Соколов А.Л.]

То она сотрется к детскому саду, она сотрется к школе. Вопрос, когда мы это застали. Понимаете?

[Ведущая]

Когда мы это обнаружили.

[Соколов А.Л.]

Да, да. Чем позже обнаружили, тем дольше путь. Но к школе, в принципе, если стараться, всё будет нормально.

[Ведущая]

Ясно. То есть, нужно всё-таки заниматься и играть, и получать от этого удовольствие.

[Соколов А.Л.]

Нужно непрерывно общаться. Непрерывно общаться, называя все свои действия и вовлекая ребенка в эти процессы. Во все процессы взрослые: завязывание шнурков, надевание ботинок, неважно. У него это не получится 100 раз, но на 101й получится

[Ведущая]

Спасибо Вам большое.

[Соколов А.Л.]

Важно терпение

[Ведущая]

Вот! Терпения нам всем.

[Соколов А.Л.]

И заинтересованности.

[Ведущая]

Спасибо. Любовь и терпение помогают победить многие проблемы. Надеюсь, что теперь Вы знаете, как это сделать.