Сексология

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 4

Келли. Основы современной сексологии. Изд. Питер

Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина

Гомогендерная ориентация и поведение

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 2

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 3

Половые различия в формировании сексуальной идентичности

Половые различия в процессе формирования гомогендерной сексуальной идентичности обусловлены различиями в паттернах социализации, характерных для мужчин и женщин. Например, судя по некоторым сведениям, геи, как правило, чаще меняют половых партнеров, чем лесбиянки и мужчины с гетеросексуальной ориентацией (Laumann, Gagnonet al., 1994). Кроме того, геи проявляют склонность к анонимным и случайным сексуальным контактам, которые вообще не распространены среди лесбиянок. Согласно результатам ряда исследований, геи осознают свою гомогендерную ориентацию, как правило, раньше и стремительнее, чем лесбиянки. Нередко это происходит в детском или подростковом возрасте (Gonsiorek, 1995a; Rosario et al., 1996). В связи с этим процесс формирования сексуальной идентичности у мужчин начинается раньше, чем у женщин. Сексуальные фантазии о других мужчинах зачастую появляются у геев в более раннем возрасте. К тому же мужчины чаще, чем женщины, встают на путь формирования гомогендерной сексуальной идентичности под влиянием сексуальной стимуляции, хотя при этом могут приспосабливаться к типично мужской сексуальной роли, поведению и манере одеваться. Скорее всего, это связано с тем, что у гея, в отличие от лесбиянки, нет серьезных мотивов для того, чтобы отказываться от мужской тендерной роли, поскольку мужчины занимают в нашем обществе более высокий статус, чем женщины (Cass, 1990).

Обретение идентичности в качестве лесбиянки представляется в какой-то степени более амбивалентным и неопределенным процессом (Brown, 1995). Для большинства лесбиянок внутреннее принятие собственной сексуальной идентичности связано с романтическими гомогендерными отношениями. Кроме того, лесбиянки, как правило, имеют предварительный опыт гетеросексуальных отношений, которые представляются им менее удовлетворительными, чем последующие сексуальные контакты с женщинами (Rosario et аl., 1996). Существует популярный миф; если лесбиянке или гею посчастливится встретить искусного любовника противоположного пола, тогда они поймут, «что потеряли». Однако причиной формирования гомогендерной сексуальной ориентации не является травматический гетеросексуальный опыт, поэтому подобная ориентация не может измениться под влиянием удачного гетеросексуального опыта (Peters &Cantrell, 1991).

Лесбиянки реже встают на путь формирования гомогендерной идентичности под влиянием сексуальной стимуляции. Как правило, развитие этого процесса связано с тем, что женщина влюбляется в другую женщину. В связи с тем что такое событие в жизни женщины происходит позднее, чем в жизни мужчины, формирование гомогендерной сексуальной идентичности у женщин нередко происходит в среднем возрасте. На ранних стадиях формирования сексуальной идентичности женщины чаще отказываются от пассивности, которая обусловлена воспитанием и связана с традиционной женской ролью.

В некоторых случаях нетрадиционная сексуальная идентичность начинает формироваться под влиянием группы феминисток и соответствующей философии. Кроме того, благодаря контактам с группой феминисток женщина может испытать нежные чувства к другой женщине и таким образом реализовать неосознанные прежде переживания (L. Brown, 1995). Иногда чувственные фантазии о других женщинах возникают лишь после того, как женщина приобрела первый гомогендерный сексуальный опыт, который доставил ей удовольствие. Поэтому комплекс переживаний, связанных с сексуальной ориентацией лесбиянок, не всегда в полной мере соответствует шкале Кинзи, критерием для которой служит прежде всего поведение. По всей видимости, женщины в целом, по сравнению с мужчинами, менее последовательны в своих сексуальных фантазиях, эмоциональных симпатиях и сексуальном поведении (Nichols, 1990; Rosario et al.,1996).

Формирование бисексуальной идентичности

Согласно результатам исследований сексуального поведения, значительное число людей обладает по крайней мере некоторым опытом сексуальных контактов и с мужчинами и с женщинами (Laumann.Gagnonetal., 1994). На слэнге бисексуалов называют AC/DC («постоянный ток/переменный ток») и «switch hitter» («переключатель»).

Нередко бисексуалов принимают за геев или лесбиянок, хотя, судя по данным обзора Национального агентства здоровья и общественной жизни, многие люди, имеющие опыт гомогендерных сексуальных контактов, не считают себя бисексуалами, геями или лесбиянками.

Даже индивиды, имеющие богатый опыт гомогендерного сексуального поведения или регулярно чередующие гетеросексуальную активность с гомогендерной сексуальной активностью, зачастую считают себя не бисексуалами, а скорее геями или гетеросексуалами, которые иногда ведут себя бисексуально в связи с различными внешними обстоятельствами и по другим соображениям. Возможно, этот факт свидетельствует о том, что в процессе формирования бисексуальной идентичности человек сталкивается с определенными проблемами. Геи и гетеросексуалы, с которыми поддерживает близкие отношения бисексуал, могут потребовать, чтобы он сделал окончательный выбор в пользу той или иной сексуальной ориентации (Garber, 1996). В связи с тем что образ жизни бисексуалов идет вразрез с принципами гетеросексуальной культуры, они зачастую рассчитывают на поддержку сообщества геев или лесбиянок. Однако даже в этих сообществах нередко процветает такая же бифобия, как в гетеросексуальном обществе, поскольку геи или лесбиянки порой считают бисексуалов предателями и изменниками. В связи с этим бисексуалы чаще, чем геи и лесбиянки, предпочитают скрывать свою сексуальную идентичность (Rust, 1995).

По мнению ряда специалистов, для некоторых гетеросексуалов бисексуальность является переходным этапом в формировании гомогендерной идентичности. Существуют данные, согласно которым многие индивиды считают себя бисексуалами, прежде чем окончательно определить свою идентичность в качестве геев или лесбиянок (Rosario et al., 1996). В подобных случаях бисексуальность сопряжена с сомнениями в собственной сексуальной ориентации и подразумевает конфликтную ситуацию. В связи с этим такая модель формирования бисексуальной идентичности получила название конфликтной модели. Гибкая модель, напротив, подчеркивает взаимосвязь между формированием бисексуальной идентичности и личностным ростом, расширением возможностей самореализации и индивидуальным образом жизни. Можно допустить, что эмоциональную и эротическую реакцию бисексуалов вызывают определенные человеческие качества, которые не являются исключительно женскими или мужскими характеристиками (Pope & Reynolds, 1991). Процесс формирования бисексуальной идентичности не всегда развивается последовательно, переходя от одной стадии к другой. Формирование бисексуальной идентичности может оказаться переходным этапом от прежней гетеросексуальной идентичности к гомогендерной идентичности. Данный процесс может включать в себя одновременно самопознание и публичное признание своей сексуальной ориентации. Тем не менее сам факт существования бисексуальной идентичности вновь указывает на то, что сексуальные склонности людей весьма разнообразны и зависят от многих факторов. В социальном и научном смысле бисексуальность получила меньшее признание, чем гомосексуальная ориентация, поскольку лояльное отношение к столь амбивалентному феномену требует большей терпимости (Rust, 1995).

СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОБЩЕСТВО

Проблема гомогендерной сексуальной ориентации всегда привлекала внимание различных социальных институтов. Иудаизм, христианство и ислам по тем или иным соображениям налагали запрет на гомогендерную сексуальную активность, рассматривая данное явление сквозь призму религиозных законов. Вместе с тем существуют светские законы, которые запрещают или ограничивают гомогендерное сексуальное поведение. Зачастую семьи оказываются на грани разрушения, если родным и близким становится известно, что один из членов семьи придерживается гомогендерной ориентации. Некогда геи, лесбиянки и бисексуалы, не скрывавшие своей сексуальной ориентации, не имели права работать в ЦРУ, ФБР или служить в вооруженных силах США. Однако в последние годы люди с гомогендерной сексуальной ориентацией начинают играть более заметную роль в американском обществе.

Культура геев и лесбиянок

Согласно данным обзора Национального агентства здоровья и общественной жизни, геи, лесбиянки и бисексуалы проживают, по большей части, в крупных городах. Более 9% мужчин, проживающих в 12 крупнейших городах Соединенных Штаtob, считают себя геями; для мужского населения небольших городов и пригородов этот показатель составляет 3-4%, а для мужского населения сельских районов - 1 %. По всей видимости, лесбиянки тоже предпочитают жить в крупных городах, хотя отмечается, что данная тенденция преобладает среди геев. Исследователи считают, что городская культура является наиболее благоприятной средой для жизни индивидов с гомогендерной ориентацией. Города привлекают геев, лесбиянок и бисексуалов прежде всего тем, что обладают разветвленной системой социальных отношений и предоставляют большие экономические возможности. Очевидно, что многие лесбиянки, геи и бисексуалы переезжают в города для того, чтобы обрести большее чувство общности. Вместе с тем среди коренных городских жителей чаще встречаются люди, имеющие гомогендерные сексуальные тенденции или гомогендерную самоидентификацию (Michael etal., 1994).

Вне зависимости от того, что в городах, а иногда и в провинции, существует вполне благоприятная атмосфера для жизни лице гомогендерной ориентацией, некоторые геи или лесбиянки, как правило, группируются в сообщества. Размеры и структура таких сообществ изменяются в широких пределах. В колледжах и институтах нередко функционируют организации геев и лесбиянок, а также проводятся соответствующие просветительские семинары (Cage, 1994; Croteau & Lark, 1995). В городах и даже в небольших общинах существуют организации геев и лесбиянок, центры встреч, соответствующие книжные магазины, газеты, журналы, политические объединения медицинские и консультационные центры, жилищные кооперативы, рестораны и бары, которые иногда сосредоточены в особых кварталах. Однако многие лица с гомогендерной сексуальной ориентацией не поддерживают никаких связей с сообществом геев и лесбиянок. Даже в городах, где насчитывается несколько организаций лесбиянок, многие женщины с нетрадиционной сексуальной ориентацией не принимают участия в деятельности этих объединений и предпочитают поддерживать отношения с немногочисленными группами близких друзей (Laumann, Gagnon et al., 1994).

Сообщества геев и лесбиянок выполняют ряд важных и полезных функций, в частности создают условия для социальных контактов между людьми с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Кроме того, обращаясь в сообщество, гей или лесбиянка всегда могут рассчитывать на помощь, поддержку и понимание. Еще одна важная функция подобных сообществ - формирование лексики и идеологии, не унижающих человеческое достоинство людей, придерживающихся гомогендерной ориентации и соответствующих представлению о том, что гомогендерная сексуальная ориентация является вполне нормальным образом жизни, одним из многих способов выражения романтических и сексуальных чувств (D'Augelli & Garnets, 1995). За последние годы среди геев и лесбиянок возникло понятие общины. Члены сообщества геев или лесбиянок на добровольной основе объединяют свои усилия и финансовые средства для того, чтобы обеспечить уход за другими геями, лесбиянками или бисексуалами, страдающими хроническими заболеваниями или оказавшимися в трагических обстоятельствах (Logan, 1997).

В некоторых студенческих кампусах разгорелись дебаты по поводу совместного проживания гомосексуальных пар. Люди, выступающие против подобной практики, полагают, что выделение отдельных помещений для проживания геев и лесбиянок будет означать введение своего рода сегрегации, что будет способствовать лишь нагнетанию напряженности во взаимоотношениях различных студенческих групп и может спровоцировать беспорядки и насилие. Их оппоненты, напротив, убеждены, что совместное проживание людей, которых объединяет нечто общее, в данном случае сексуальная ориентация, создает благоприятную атмосферу для создания общей культурной среды (Gose, 1997).

Согласно свидетельствам, среди гомосексуальных партнеров распространено бытовое насилие. По некоторым оценкам, около 330 000-650 000 геев ежегодно становятся жертвами физического насилия и жестокости со стороны партнера (Kurdek, 1995). В зависимости от распределения властных полномочий в рамках отношений один из партнеров становится жертвой, а другой насильником. Вместе с тем мы располагаем и более обнадеживающей информацией. Например, по оценкам некоторых исследователей, доходы гомосексуальной семьи, как правило, значительно превышают доходы гетеросексуальной семьи. Ежегодный доход четы геев составляет в среднем 50 000 долларов, а средний доход четы лесбиянок - более 45 000 долларов, между тем как гетеросексуальная пара зарабатывает за год в среднем немногим более 36 000 долларов.

Обществу, в котором из года в год растет число гомогендерных семей, приходится решать и проблемы, связанные с образованием. Следует ли предоставлять школьникам информацию об альтернативном образе жизни? Так, острую полемику вызвал тот факт, что на одной иллюстрации в учебнике, предназначенном для начальных классов нью-йоркских школ, была изображена семья, состоящая из двух взрослых мужчин. Сторонники подобного подхода настаивают на том, что дети имеют право получать сведения об альтернативном образе жизни и нетрадиционных формах партнерства, с которыми им, вполне возможно, придется столкнуться в дальнейшей жизни. Оппоненты полагают, что такие материалы являются, по существу, пропагандой неприемлемого и аморального, на их взгляд, образа жизни (Patterson, 1995).

О ЗДОРОВЬЕ ЛЕСБИЯНКИ ПОЗАБОТИТСЯ ОБЩИНА

Впервые понятие общины возникло в среде геев и лесбиянок в 80-е годы, когда разразился кризис, вызванный СПИДом. Количество умерших геев постоянно увеличивалось, а попытки обращаться за помощью к официальной системе здравоохранения нередко оказывались безрезультатными. Более того, теперь эти люди были не просто геями, а ВИЧ-инфицированными геями, поэтому от них отворачивались семьи и общество. Некоторые из них не получали никакой помощи и умирали в полном одиночестве. Перед лицом этого кризиса члены сообщества геев решили объединить свои усилия для того, чтобы выработать стратегию взаимопомощи. В атмосфере равнодушия к судьбам геев, которая царила в макрокультуре, приходилось рассчитывать только на собственные силы. Поэтому было принято решение организовать общину геев и лесбиянок, которые добровольно взяли на себя обязательства по уходу за пострадавшими геями и лесбиянками. После того как были определены источники пополнения бюджета и распределены денежные средства, мы пришли к выводу, что община в состоянии предоставить своим подопечным такие жизненно важные услуги, как обеспечение продовольствием и транспортировка. На наш призыв откликнулись геи и лесбиянки самых разных профессий. К нам обращались врачи, постоянно подтягивались добровольцы, готовые принять участие в «дружеской» программе, все хотели внести свой вклад в дело борьбы против этого смертоносного заболевания.

В атмосфере всеобщей солидарности лесбиянки работали рука об руку со своими собратьями геями. Вследствие кризиса и под влиянием того, что общество в целом проникалось все большей симпатией к нашему начинанию, многие лесбиянки впервые обратились в сообщество геев и лесбиянок, не опасаясь публичного признания своей нетрадиционной сексуальной ориентации, и впоследствии присоединились к нам. Иные получили возможность жить открыто и обрели новое дыхание благодаря чувству единства с другими геями. Несмотря на то, что кризис, вызванный СПИДом, продолжает уносить человеческие жизни, сообщество геев и лесбиянок лишь окрепло и выросло. Мы обрели свой собственный голос и смогли добиться необходимых изменений не только в обществе, но и в традиционной системе здравоохранения.

Источник: Coleen R. Logan, Counseling Today, March 1997, p. 29.

ВИЧ/СПИД и сообщество геев

В Соединенных Штатах синдром приобретенного иммунодефицита (сокращенно СПИД), который может развиться вследствие инфицирования при половых контактах вирусом иммунодефицита человека (сокращенно ВИЧ), впервые был выявлен среди гомосексуалов, ведущих беспорядочную половую жизнь, поэтому понятие «гей» до сих пор ассоциируется с этим заболеванием, хотя в настоящее время ВИЧ, несомненно, является серьезной проблемой для всего общества. В самом начале кризиса, вызванного СПИДом, образовательные программы были призваны способствовать определенным изменениям в сексуальном поведении лиц с гомогендерной ориентацией. По существу, такой подход представляется вполне оправданным, поскольку многие геи имели склонность к случайным половым связям. Однако исследователи отмечают, что, осознавая риск небезопасных сексуальных контактов, геи, подобно подавляющему большинству населения, не всегда в полной мере предохраняются во время половых актов (Kalichman & Rompa, 1995). Употребление алкоголя и наркотиков повышает вероятность рискованной сексуальной активности у всех групп населения, Кроме того, определенную роль в данном случае могут играть разнообразные расстройства личности (Johnson et al., 1996; Meyer & Dean, 1995), Для того чтобы предотвратить распространение рискованной сексуальной активности среди геев и бисексуалов, необходимо последовательно проводить мероприятия, направленные на поощрение практики безопасного секса (Miller, 1995).

Просвещение по вопросам ВИЧ и СПИДа, к сожалению, нередко сопровождалось дезинформацией по поводу гомогендерного сексуального поведения и его связи со СПИДом, а следовательно способствовало обострению гомофобии и бифобии (Miller, 1995; Ross & Ryan, 1995). Многие люди ошибочно полагают, что любые контакты с ВИЧ-инфицированным угрожают их здоровью. В действительности опасность таит в себе лишь сексуальная активность, при которой происходит «обмен» жидкими выделениями, например спермой. Считается, что наибольшему риску инфицирования ВИЧ подвергают себя индивиды, практикующие анальный половой акт. Благодаря использованию презервативов можно значительно снизить, хотя и не исключить полностью, риск инфицирования ВИЧ. Многие геи в последнее время стали регулярно пользоваться презервативами или отдавать предпочтение менее рискованным формам сексуальной активности, например совместной мастурбации (Gold & Rosenthal, 1995; Scbonnesson& Clement, 1995).

Несмотря на то что при сексуальных контактах между женщинами риск инфицирования ВИЧ не столь велик, эксперты предупреждают об опасности, связанной с «обменом» вагинальными выделениями. В связи с этим женщинам, практикующим гомогендерную сексуальную активность, рекомендуется воздерживаться от контактов, включающих в себя «обмен» вагинальными выделениями, до тех пор, пока исследователи не получат более полного представления об этом феномене.

Согласно некоторым сведениям, многие лесбиянки и женщины с бисексуальной ориентацией подвергаются риску заражения во время небезопасных сексуальных контактов с ВИЧ-инфицированными мужчинами (Norman, 1996). Во время орального сексуального контакта между женщинами вульву и вход во влагалище можно прикрывать полосками, вырезанными из презервативов или резиновых перчаток, а при введении пальца во влагалище или в анус можно использовать резиновые перчатки или «напалечники».

ВИЧ и СПИД оказали негативное воздействие на сообщество геев. Многие геи уже потеряли своих друзей, многие другие оказались ВИЧ-инфицированными. В связи с этим некоторые люди страдают от депрессии, ипохондрии и сексуальных расстройств. Осознание того, что количество жертв этого заболевания будет только прибывать, а также беспокойство за свое собственное здоровье создают стрессовые условия (Ross & Ryan, 1995).

Геи, не инфицированные ВИЧ, зачастую испытывают чувство вины за то, что они могут работать, наслаждаться полноценной жизнью и близкими отношениями, будучи свидетелями страданий ВИЧ-инфицированных геев. Члены сообщества геев, которые весьма серьезно воспринимают проблему ВИЧ и СПИДа, отдают себе отчет в том, что каждый случай инфицирования является личной трагедией для человека (Paul, Hays, & Coats, 1995).

Сексуальная ориентация и служба в армии

Сразу же после своего избрания президент Клинтон попытался использовать все свои законные полномочия для того, чтобы отменить закон, согласно которому геи и лесбиянки не имеют права служить в вооруженных силах США. Эта инициатива была неоднозначно воспринята в военных кругах и натолкнулась на сопротивление в Конгрессе США. В результате было решено ограничиться компромиссом и отказаться от традиционного анкетирования рекрутов на предмет их сексуальной ориентации.

На территории американских военных баз по-прежнему запрещена любая сексуальная активность. Исключение сделано лишь для супружеских пар, проживающих в частных квартирах.

Тем не менее до сих пор военнослужащие, не скрывающие своей гомогендерной сексуальной активности, могут быть уволены из рядов вооруженных сил только потому, что их сексуальная ориентация считается «несовместимой со службой в армии», даже если они не были замечены в сексуальной активности.

Ежегодно из рядов американских вооруженных сил увольняют около 600 человек в связи с их гомогендерной сексуальной ориентацией или поведением, которые в некоторых случаях выявляются с помощью специального наблюдения за военнослужащими (Shenon, 1996). Несмотря на то что федеральный суд объявил подобные методы дискриминационными и идущими вразрез с Конституцией, декларирующей равенство граждан вне зависимости от их сексуальной ориентации, взаимоотношения между армией США и лицами с гомогендерной ориентацией по-прежнему нельзя назвать безоблачными. Во многих других странах геи и лесбиянки имеют право служить в вооруженных силах. Согласно результатам исследований, представление о несовместимости гомогендерной сексуальной ориентации со службой в армии попросту безосновательно (Herek, Jobe, & Carney, 1997; Jones & Koshes, 1996).

Брак и узаконенное партнерство между лицами одного пола

Многие люди с бисексуальной и даже гомогендерной сексуальной ориентацией вступают в брак с лицами противоположного пола. Вступая в гетеросексуальный брак, некоторые индивиды с нетрадиционной ориентацией совершают выбор в пользу исключительно гетеросексуального образа жизни, между тем как иные в той или иной степени продолжают сексуальные контакты с лицами своего пола.

С какими проблемами, обусловленными влиянием общества, приходится сталкиваться гомогендерным парам в отличие от пар гетеросексуальных?

Бисексуалы, лесбиянки и геи вступают в гетеросексуальные браки по разным причинам. Некоторые люди не могут в полной мере осознать свои сексуальные предпочтения до тех пор, пока не получат опыт супружеской жизни. Иные воспринимают брак как способ достижения респектабельности, избавления от своих девиантных сексуальных тенденций или как панацею от одиночества, с которым в массовом сознании ассоциируется образ жизни геев и лесбиянок. Многие люди с нетрадиционной ориентацией желают иметь детей и любят своего супруга противоположного пола. Тем не менее в подобных случаях между супругами зачастую происходят разнообразные конфликты сексуального характера. Некоторые супружеские пары способны на искренний и тактичный подход к решению возникших проблем, благодаря чему их отношения, в конечном счете, только выигрывают. Иные пары не могут справиться с подобными конфликтами, и тогда брак распадается.

В последние годы проблема узаконенного партнерства между людьми одного пола привлекает все большее внимание общества. Несмотря на существующие юридические проблемы, многие гомогендерные пары находят способ официально зарегистрировать свои партнерские отношения. Идею гомогендерного партнерства поддерживают и некоторые представители духовенства. Так, основателем Церкви Метрополитанских Общин является проповеднике нетрадиционной ориентацией. В настоящее время общины этой церкви имеются во многих американских городах. Особое внимание священнослужители уделяют прихожанам с гомогендерной сексуальной ориентацией. Кроме того, представители Унитарно-универсалистской церкви и некоторых других конфессий выступили с инициативой создания союза партнеров с гомогендерной ориентацией. Несмотря на то что в храмах этих и ряда других церквей совершается таинство венчания лице гомогендерной ориентацией, с точки зрения гражданского законодательства Соединенных Штатовэти браки до сих пор не имеют официального статуса.

Муниципальные советы нескольких городов решили пересмотреть правовые нормы, регулирующие отношения гомогендерных пар. Согласно постановлению Нью-Йоркского суда второй инстанции, длительные отношения между геями можно рассматривать как семейные, поэтому подобные партнеры имеют равные с другими семьями права на государственную дотацию на оплату коммунальных услуг. С целью реализации всеобщего права на брак, вне зависимости от сексуальных предпочтений партнеров, в Нью-Йорке, Сан-Франциско и некоторых других городах происходит регистрация «узаконенного домашнего партнерства» между лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией. После гражданской процедуры регистрации партнеры с гомогендерной ориентацией получают такой же сертификат, как и гетеросексуальные супружеские пары. Благодаря этому сертификату они получают ряд льгот: право на скидку при вступлении в клуб взаимопомощи и при покупке авиабилетов, право на посещение партнера в больнице и тюрьме, а также государственную дотацию на оплату коммунальных услуг. Суд на Гавайях принял постановление, согласно которому запрещение гомогендерных браков рассматривается как грубое нарушение закона штата о запрете сексуальной дискриминации. В связи с этим ожидается, что в ближайшее время на Гавайях гомогендерные браки будут признаны легальными. Однако правительства других штатов, опираясь на поддержку Конгресса США, одобрившего Закон о защите брака, сосредоточили свои усилия на принятии законов, позволяющих не признавать легальность гомогендерных браков (Kunen, 1996).

Многие ведущие американские корпорации и учебные заведения предоставляют услуги по медицинскому обслуживанию и страхованию для партнеров своих сотрудников с гомогендерной ориентацией. К числу таких компаний относятся IBM, Walt Disney Co., American Express, Time Warner и Apple Computer. Активисты движения в защиту прав геев расценивают это как важный шаг на пути признания того, что лица с гомогендерной ориентацией обладают равным с гетеросексуальными парами правом на брак. В целом правовые организации геев и лесбиянок не прилагают усилия для изменения закона о браке, а скорее настаивают на том, что любая, гетеросексуальная или гомогендерная, пара должна обладать такими же правами и льготами, как и пары решившие официально зарегистрировать свои отношения.

В ДОМЕ С ДВУМЯ МАМАМИ

Когда я был ребенком, слова «fag», «queer» и «dyke» употреблялись повсеместно, хотя мы жили а Кембридже, штат Массачусетс, где общество вообще отличается терпимостью. Я и сам произносил эти слова всякий раз, когда хотел унизить того, кто был мне не по душе. Назвать кого-нибудь «fag» или «dyke» означало объявить его чуть ли не парией. Все изменилось, когда мне исполнилось 12 лет. У моей матери была подруга Барбара. Я стал замечать, что Барбара слишком часто остается ночевать у нас дома, хотя живет всего в нескольких минутах ходьбы. Однажды вечером, воспользовавшись отсутствием Барбары, я спросил маму: «Ты, случайно, не лесбиянка?» Помню, как она проговорила «да» и расплакалась. Поначалу я просто не поверил своим ушам. Какой позор! Моя мать - одна из «таких» людей.

Я всегда был уверен в том, что моя семья - «нормальная». Когда мне исполнилось 5 лет, мать и отец развелись, однако продолжали, каждый по отдельности, воспитывать нас с братом. Мой отец женился во второй раз, а мать встречалась с мужчинами. Мы никогда не сомневались в том, что наши родители придерживаются нормальной сексуальной ориентации. Такие истории часто показывают по телевидению.

С тех пор как открылась правда, привычный образ жизни нашей семьи был нарушен. Нам с братом приходилось нелегко. Это событие совпало с нашим переездом из Вашингтона, округ Колумбия. Осваиваясь на новом месте, мы старались скрывать правду о нашей маме. В школе я смеялся над шутками, в которых фигурировали геи, потому что старался всем нравиться. Иногда мне хотелось найти настоящего друга, которому я мог бы доверить свою тайну. Однако тогда я не был готов к откровенному разговору о нашей семье, поскольку еще не разобрался в своем собственном отношении к этой проблеме.

В старших классах школы мне приходилось труднее всего. Я состоял во всевозможных клубах, однако не мог избавиться от страха. Мне казалось, что я могу в одночасье потерять все свои знакомства, если хотя бы один человек узнает, что дома меня ждут не семейный обед в обществе папы и мамы, а две мамы. Я не позволял маме появляться с Барбарой на улице или сидеть вместе за столиком в ресторане. Мы старались, чтобы друзья не ночевали у нас дома. Приглашая приятелей, мы прятали мамины книги о геях и семейные фотографии. Если кто-то из приятелей интересовался, почему на нашем автомобиле изображен розовый треугольник, брат уверял его, что мы приобрели "подержанную машину и еще не успели смыть чужой знак. Таким образом мы жили три года, пока не переселились в дом с полуподвальным этажом. Это помещение предназначалось для постояльцев, поэтому мы сказали друзьям, что там временно живет Барбара.

Как это ни смешно, наша семейная жизнь почти не отличалась от жизни обычных семей. Мы проводили время вместе, случалось, спорили, совершали совместные поездки, обедали за одним столом. Постепенно мы с братом привыкли к Барбаре и стали относиться к ней как ко второй маме. Конечно, в определенных обстоятельствах Барбара не могла поступать, как мама, однако она взяла на себя заботу о нас, когда мама была занята защитой медицинского диплома.

Благодаря одному действительно прекрасному консультанту и близкому другу, который сказал, что в нашей ситуации «нет ничего особенного» и он «к тому же давно обо всем догадывался», я стал увереннее чувствовать себя в семье с двумя мамами. Когда я заканчивал школу, местная газета предложила мне дать интервью для статьи о семьях геев. Я ответил согласием, однако не мог избавиться от беспокойства. В тот день, когда статья появилась в газете, я испытал огромное нервное напряжение. Мне казалось, что все смотрят на меня и говорят только обо мне. Какой-то парень сказал моему брату: «Ты, fag, я видел статью». Но мой брат дал ему понять, что эти слова его нисколько не задевают. Некоторые знакомые стали избегать меня, однако мои приятели по большей части проявляли любопытство по поводу нашей семьи. Нередко меня спрашивали, не являюсь ли я тоже геем. Однако я предпочел не отвечать на этот вопрос. Подросткам, как правило, нелегко говорить о своих переживаниях, как душевных, так и физических.

Будучи учеником выпускного класса, я решил выступить в нашей школе по поводу Национального дня откровенности. В первом ряду аудитории, прямо напротив меня, сидели мой лучший друг, моя мама, мой брат и мой консультант Эл. В тот день я чувствовал себя превосходно. Я перестал смеяться над грубыми шутками сверстников и скрывать свою тайну. Надеюсь, мой рассказ послужит примером для тех, кто оказался в похожей ситуации. В первую очередь для детей геев, которые страдают в одиночестве. После того как я произнес свою речь, некоторые друзья отвернулись от меня, а кое-кто не смог удержаться от оскорбительных замечаний. Однако это только прибавило мне уверенности. Самое сложное в жизни - привыкнуть к людскому равнодушию, а быть частью своей семьи - нетрудно. То же самое можно сказать о любой семье.

Мак Гир, 18 лет, студент первого курса Миллс-колледж в Оуклэнд, Калиф. Источник: Megan McGuir. Newsweek, November 4, 1996. p. 53

Семьи геев и семьи лесбиянок

Многие геи, лесбиянки и бисексуалы имеют детей от гетеросексуальных браков или добиваются права на усыновление ребенка. Исследования, посвященные матерям-лесбиянкам, отцам-геям и детям, которые воспитываются в нетрадиционных семьях, стали проводиться лишь в последнее время в связи с тем, что судебные инстанции не располагают достаточным количеством информации, на основании которой можно было бы вынести решение о том, можно ли доверять геям или лесбиянкам воспитание детей.

Согласно результатам проведенных исследований, дети геев или лесбиянок воспитываются в столь же нормальной обстановке, что и дети из любых других семей, а родительские навыки геев или лесбиянок не отличаются от родительских навыков людей с гетеросексуальной ориентацией (Patterson, 1995). Кроме того, результаты исследований свидетельствуют о том, что дети, выросшие в семьях лесбиянок или геев, становятся геями или лесбиянками не чаще, чем дети, которые воспитывались в гетеросексуальных семьях. То же самое можно сказать и о социальных или эмоциональных проблемах (Golombock & Tasker, 1995).

Число гомогендерных пар, планирующих создание семьи, постоянно возрастает. Когда встает вопрос о ребенке, лесбиянки могут выбирать между искусственным оплодотворением и преднамеренным половым контактом с мужчиной. Геи могут рассчитывать лишь на усыновление или суррогатное материнство. Семейная структура подобного типа возникла совсем недавно, поэтому количество исследований, посвященных детям, воспитывающимся в таких семьях, невелико. Согласно результатам проведенных исследований, между детьми геев или лесбиянок и детьми, воспитывающимися в гетеросексуальных семьях, не наблюдается существенных различий {Golombok & Tasker, 1995). Как только отношение общества к гомогендерному партнерству станет более лояльным, семьи геев, семьи лесбиянок и судьбы детей, выросших в таких семьях, окажутся более зримыми (Kantrowitz, 1996).