Психология

Где вина, там и прощенье

Константин Агеев, психолог

"Среди множества дел не останешься без вины" - гласит старая мудрость.

Однажды ночью просыпаешься от боли в сердце. Глотаешь таблетки, засыпаешь. Утром встаешь с больной головой. На работе приходишь в себя. А на следующую ночь повторяется то же самое. Через неделю обращаешься к врачу. Врач ничего не находит. Но ты каждую ночь просыпаешься как по звонку. Сердце бешено колотится, словно хочет сбросить какую-то тяжесть.

Начинаются ночные странствия - бессонницы. Ты пытаешься оправдать себя, а судья - сердце ночь за ночью отклоняет твои оправдания. И вдруг понимаешь, в чем дело. За что тебе это. Сердце давно дозналось - и вот наконец достучалось до твоего сознания. Мысль и боль встретились. Утром ты совершаешь некий поступок (какой - известно только тебе). И сон возвращается.

Утром коллеги замечают: "Ты что такой красивый? Влюбился, что ли?" Ты улыбаешься - и уголками губ, и сердцем. Таким легким - без тяжести вины. В учебниках по психологии вина определяется как "мучительное сожаление, сознание своей ответственности за причиненное кому-то зло, действительное или воображаемое".

Что такое действительная вина - знает всякий. С мнимой, воображаемой виной сложнее.

Человек может страдать от несодеянного (предполагая, например, что каким-то упущением способствовал несчастью); от непредосудительных поступков (вдруг заболел и не смог навестить приятеля в больнице); от несовершенства мира (пресловутый "комплекс вины", знакомый каждой матери, страдающей заранее от неизбежной жестокости, с которой столкнется ее ребенок).

Почему вообще человек чувствует себя виноватым? С чувством голода все понятно: надо есть, чтобы тело исполняло от века назначенную ему работу. С влюбленностью тоже все в порядке: инстинкты берут свое.

А что лежит в основе чувства вины?

Движимый чувством вины остро ощущает расхождение между сущим и должным. И как умеет выправляет это расхождение, заравнивает ров своего (или чужого) страдания. Таким образом, вина - абсолютно здоровое чувство, не дающее опуститься в первобытную тьму инстинктов, в трясину биологического существования. Недаром вину называют голосом совести.

Но всегда ли он чист, этот голос? Всегда ли можно ему доверять? Ложная, навязанная, придуманная вина - реальность, в которую окунался всякий. Невротики, например, просто одержимы сознанием своей греховности. Они готовы вменить себе в вину все что угодно, теряя при этом способность действовать, принимать решения.

Параноиков, напротив, совесть не мучает. Люди для них - средство для достижения цели: говорящие, плачущие, смеющиеся игрушки, которые, использовав, можно сломать и выбросить. Чувство вины им незнакомо. Между тем здоровым людям, воспринимающим реальность трезво - такой, как она есть, а не какой хотелось бы ее видеть, - свойственно чувствовать себя виноватыми. Причин для вины всегда предостаточно - собственные недостатки и дурные привычки; боль, которую ненамеренно причиняешь другому; грусть о несовершенстве мира.

И все же это не мешает радоваться и принимать, когда нужно, решения, меняющие жизнь к лучшему - к должному. Для человека со здоровой психикой должное - это то, что может быть, может сбыться; не мечта, не химера. Соразмеряя силы, он работает на это должное, терпеливо, не торопясь разматывая клубок жизни - в отличие от невротика, который рвет и путает концы и уже не может выбрать из них путеводное начало. Невротиком в определенные периоды жизни, наверное, бывает каждый: отчаяние не способствует трезвости мысли. И понять, где реальная вина, а где иллюзорная, не просто трудно - порой невозможно.

Но есть способы, позволяющие легче пройти по жердочке, отделяющей мертвую зону ложной вины от твердой, утоптанной тропы реального знания, в чем ты виноват и как поправить беду-вину.

Вот три "досточки", перекинутые между "я виноватее всех на свете" и "виноваты все, кроме меня".

Не будьте к себе слишком строги. Умеете прощать других - научитесь прощать и себя. Разве вы не из того же теста, что и те, которых простили?

Не берите на себя слишком много. Ничто так не подпитывает навязанную, вымученную вину, как ложное чувство ответственности за всех и вся. Вот типичная ситуация - начальник, "виноватый" в некомпетентности подчиненного. Дело не спорится, все страдают, а уволить плохого работника совесть не позволяет. "Ну как же - сколько лет вместе. где он найдет другую работу... на что будет содержать мать... как переживет такое с его гипертонией..." Все так, все правда. Но пусть руководитель задаст себе три простых вопроса. "Могу ли я из плохого работника сделать хорошего?" - "Вряд ли. Ведь до сих пор мне это не удавалось при самом снисходительном, самом благодушном отношении к нему". "Могу ли я заставить его работать?" - "Как? Он не соответствует сегодняшним усложнившимся требованиям и не в состоянии понять этого". "Возможно ли повысить его квалификацию?" - "Но как, если он не сомневается, что он образцовый работник?" Сплошной тупик. И здесь встает проблема выбора, то есть проблема реальной ответственности. Руководитель просто обязан показать подчиненному границы его компетентности. Как это сделать - вопрос техники. Существуют специальные тесты, аттестация, переаттестация и т.д. Важно начать поиск решения конкретной задачи: дано - требуется доказать. Ответ будет. Какой - неизвестно. Но он уберет иллюзию ответственности за чужую жизнь ("со своей бы разобраться"), снимет чувство вины.

Не думайте о себе плохо. Скажите, вы виноваты в том, что идет дождь, что у вас врожденная близорукость, что у NN, который тиранит и мучает вас, было трудное детство? Продолжите этот вопросник, и вы поймете - вы ничуть не хуже и не виновнее других.

Вот несколько пословиц - алмазиков народного опыта:

Где вина, там и прощенье. Есть даже особый день в году, прощеное воскресенье, - праздник человечности, на котором нет ни правых, ни виноватых; только люди, знающие о себе, что они и грешники, и праведники, а иначе не бывает.

Журнал "Семейный доктор" № 7/8 Июль-Август 2000 г.